воскресенье, 3 января 2016 г.

Методы сбора информации в конкурентной разведке

Вначале, я хотел привести исключительно законные методы сбора информации, однако это не совсем верный подход. Посему, приведу (с соответствующими комментариями) наиболее используемые, а также и те, которые у многих на слуху и окружены многочисленными мифами, но на самом деле практически не используются.

Кроме того, в перечне методов я не буду упоминать методы экономического и бизнес-анализа, которые, на самом деле, используются едва ли не чаще, чем некие специализированные методы получения сведений, особенно когда речь идёт о получении превентивной информации и прогнозировании рыночной ситуации. Этими методами должны владеть разведчики-аналитики, выявляя рыночные тренды и тенденции и прогнозируя ситуацию на будущее.
Наконец, избирая те или иные методы сбора разведданных всегда имеет смысл рассмотреть возможности получения этих или аналогичных сведений наиболее экономичными и безрисковыми (со всех сторон) способами, имеющими наименьший потенциал «засвечивания» разведывательной активности Вашей компании.
Методы сбора информации представлены в порядке их усложнения.
ПАССИВНЫЕ методы сбора разведывательных сведений
Сбор сведений из открытых источников. Например, СМИ, интернет, корпоративные издания и пресса, отраслевые библиотеки и т.п.
Пассивное наблюдение – мониторинг. Т.е. организация постоянного мониторинга определённых СМИ, ресурсов Интернета (в том числе т.н. «невидимого интернета» специальными аппаратными средствами) и т.п.
Использование баз данных. Приобретение и использование баз данных (в том числе, «серых», пиратских и т.п.) различных министерств, ведомств, банков, страховых и коммерческих структур и т.п., обращаемых на рынках интеллектуальной собственности.
Выводная информация или аналитический открытый метод. Фактически выведение новых знаний на основе имеющейся информации и ранее полученных данных.
Основные правила работы конкурентного разведчика:
Не нарушай Закон — он может наказать.
Не игнорируй общественное мнение — оно может уничтожить.
АКТИВНЫЕ методы сбора разведывательных сведений
Телефонные опросы и консультации. Сбор информации из разных источников (отраслевые эксперты, консультанты, сотрудники конкурентов, клиентов и потребителей, поставщиков и т.п.), располагающих необходимыми сведениями.
Опросы проводятся с использованием легенды прикрытия. Опросы и консультации могут иметь открытый характер или осуществляться «втёмную», т.е., когда источник не осознаёт, что предоставляет важную информацию опрашивающему лицу.
Получение информации в (чатах) форумах. Использование форумов и т.п. on-line обсуждений в интернете для получения информации (от конкурентов, поставщиков, клиентов и т.п.). Провокации сотрудников конкурента на высказывания адресными вопросами или темами на форуме в Интернете.
Данный метод также осуществляются с использованием легенды прикрытия. Так же, как и в предыдущем методе, сбор информации может осуществляться открыто или «втёмную».
Посещение выставок и конференций. Весьма эффективный метод получения информации. Посещение профильных выставок и конференций позволяет получать сведения по профилю бизнеса и завязывать знакомства. Посещение непрофильных выставок, конференций, прочих мероприятий культурного, спортивного, досугового и т.п. характера предоставляет неплохие возможности заведения новых знакомств и т.п.
Данный метод осуществляются с использованием легенды прикрытия. Сбор информации может осуществляться открыто или «втёмную».
Замаскированные опросы. «Выуживание» информации у персонала конкурирующих структур путём специально разработанных («замаскированных») вопросов на научно-технических конференциях, конгрессах, совещаниях или симпозиумах.
Закупка продукции конкурента с последующим инженерным анализом. Т.е. полная разборка изделия, чтобы посмотреть, а что там новенького внутри.
Закупка осуществляется легально, но с использованием легенды прикрытия, т.е. не от лица вашей компании, а от некоего нейтрального физического или юридического лица, дабы не обострять отношения.
Легальное посещение предприятий конкурентов. В состав «делегации» включаются наиболее опытные сотрудники, способные (при простом осмотре) выявить отличия и тонкости в производстве и бизнес-процессах конкурентов.
Прямое скрытное визуальное наблюдение за деятельностью или действиями объекта разведывательного интереса.
Может осуществляться с использованием легенды прикрытия, например, имитация дорожных, уборочных и т.п. работ. Другой вариант – наблюдение посредством скрытного наблюдательного поста.
Скрытное наружное наблюдение за контактами ключевых лиц организации-конкурента или иными интересующими фигурантами с целью их установки или установки их связей, контактов и т.п.
Опросы общих клиентов и/или общих поставщиков (иных представителей инфраструктуры конкурирующей компании) или сбор сведений от других конкурентов.
Осуществляются с использованием легенды прикрытия. Сбор информации может осуществляться открыто или «втёмную».
Сбор информации под видом соискателя на вакансию или от бывших соискателей. Сбор сведений от бывших сотрудников компании конкурента.
Как и в предыдущем случае, осуществляются с использованием легенды прикрытия. Сбор информации осуществляется «втёмную».
Использование связей: в государственных органах власти; в правоохранительных органах; в банковской сфере; в иных доступных и значимых внешних источниках информации.
Может осуществляться по знакомству или с использованием легенды прикрытия. При этом легендироваться могут конкретные интересы и/или заинтересованность в конкретных объектах разведывательного интереса. Сбор информации может осуществляться открыто или «втёмную».
Беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (без намерения принимать данного «кандидата» на работу в свою компанию).
Осуществляются с использованием легенды прикрытия. Сбор информации осуществляется «втёмную».
Беседы со специалистами или представителями конкурента того или иного предприятия под прикрытием опроса общественного мнения; опрос конкурента под видом маркетингового исследования.
ВСЕГДА осуществляются с использованием легенды прикрытия, от имени социолога, журналиста и т.п.
Предложения работы (ложные) ведущим специалистам конкурентов для выведывания у них интересующей информации в ходе бесед и анкетирования с заполнением вопросников, без намерения брать их на работу;
Осуществляются с использованием легенды прикрытия. Сбор информации осуществляется «втёмную».
Сманивание наиболее грамотных сотрудников из конкурирующих компаний («охота за головами»).
Первичные подходы к интересующим сотрудникам осуществляются с использованием легенды прикрытия, от имени компании (кадрового агентства) посредника. Сбор информации осуществляется «втёмную».
Подкуп сотрудников конкурирующей фирмы или иных лиц, участвующих в маркетинговых коммуникациях конкурента.
ВСЕГДА осуществляется с использованием легенды прикрытия, от имени третьего лица, не принадлежащего к компании осуществляющей операцию.
Организация и поддержание знакомства с сотрудником конкурента от третьего лица.
ВСЕГДА осуществляется с использованием легенды прикрытия, от имени третьего лица, не принадлежащего к компании осуществляющей операцию.
Ведение ложных многоходовых переговоров о сделках, в процессе которых постоянно запрашивается дополнительная информация с последующим отказом от договора.
ВСЕГДА осуществляется с использованием легенды прикрытия, от имени компании, не являющейся конкурентом. Легенда, используемой компании должна выдерживать проверку на достоверность.
Ложные переговоры с конкурентом относительно приобретения лицензии на интересующую нас продукцию.
Метод используется в случае, когда инженерного анализа продукции недостаточно и требуются дополнительные сведения. ВСЕГДА осуществляется с использованием легенды прикрытия, от имени компании, не являющейся конкурентом. Легенда, используемой компании должна выдерживать проверку на достоверность.
Организация попытки сотрудничества или кооперации, с предварительными переговорами и обменом информацией.
ВСЕГДА осуществляется с использованием легенды прикрытия, от имени компании, не являющейся конкурентом. Легенда, используемой компании должна выдерживать проверку на достоверность.
Организация сотрудничества (включая переговоры и обмен информацией) под видом сервисного поставщика от лица третьей компании.
ВСЕГДА осуществляется с использованием легенды прикрытия, от имени компании, не являющейся конкурентом. Легенда, используемой компании должна выдерживать проверку на достоверность.
Организация попытки инвестиций (полной или частичной покупки бизнеса конкурента) от третьего лица.
ВСЕГДА осуществляется с использованием легенды прикрытия, от имени компании, не являющейся конкурентом. Легенда, используемой компании должна выдерживать проверку на достоверность.
Организация (предложения, декларации) попытки слияния компаний (включая переговоры и обмен информацией).
ВСЕГДА осуществляется с использованием легенды прикрытия, от имени компании, не являющейся конкурентом. Легенда, используемой компании должна выдерживать проверку на достоверность.
Вербовка. Использование завербованного агента для получения информации. Полученные сведения изучаются и сопоставляются с имеющейся информацией, полученной из других источников и другими методами.
Ввиду МАЛОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ и ШИРОКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ИНЫМИ МЕТОДАМИ, данный метод получения информации в коммерческой разведке ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ!!! .
Вербовка весьма сложная разведывательная операция, не гарантирующая от «провалов» и «засветки» разведывательной деятельности, ведь завербованный агент, как правило, не является профессиональным разведчиком. Наконец, вербовка целесообразна на длительные сроки и в отношении «закрытых» (секретных) объектов, получить информацию о которых иными способами не представляется возможным.
Внедрение. Фактическое внедрение своего сотрудника в компанию конкурента или внедрение своих людей в его инфраструктуры.
Внедрение, как специальная операция, ВСЕГДА осуществляется с использованием легенды прикрытия, от имени третьего лица, не принадлежащего к компании осуществляющей операцию.
Непосредственное внедрение в компанию конкурента собственного сотрудника разведки предоставляет разведывательной структуре весьма широкие возможности по получению информации.
Вместе с тем существующие штампы и стереотипы о шпионаже неверно трактуют содержание деятельности внедрённого разведчика и его возможности, особенно применительно к ЦЕЛЯМ и ЗАДАЧАМ коммерческой разведки.
Ввиду МАЛОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ и ШИРОКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ИНЫМИ МЕТОДАМИ, данный метод получения информации в коммерческой разведке ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ!!!
Как и в предыдущем случае, внедрение целесообразно на длительные сроки и в отношении объектов, получить информацию о которых иными способами не представляется возможным.
Использование способов и средств несанкционированного доступа. Использование технических средств аудио, видео наблюдения. Подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах путем перехвата сообщений и переговоров, проводимых по техническим средствам связи с помощью специальных технических разведывательных средств. Применение технических средств для несанкционированного доступа к носителям информации.
В коммерческой разведке ДАННЫЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РЕДКО, скорее, в виде ИСКЛЮЧЕНИЯ. Обнаружение специальных технических средств однозначно вскрывает деятельность разведчика, и его основная работа по получению информации будет существенно осложнена возросшей активностью службы безопасности.
Выведение из строя средств охраны и защиты информации. Преднамеренное блокирование работы средств защиты информации, нарушения мер разграничения доступа или допуска к сведениям, данным или документам, отнесенным к коммерческой и иной тайне.
Ввиду однозначной «засветки» разведывательной деятельности и ШИРОКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННОЙ ИНФОРМАЦИИ ИНЫМИ МЕТОДАМИ, данный метод получения информации в коммерческой разведке НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ!!!
Методы коммерческой разведки предполагают полную незаметность собственной активности, которую практически невозможно обнаружить.
Проникновение в персональные компьютеры и компьютерные системы (сети) в целях получения из них информации конфиденциального характера или персональных данных.
Данный метод, исходя из целей и задач коммерческой разведки, применяется внедрённым сотрудником крайне редко, при наличии возможностей и при неукоснительном соблюдении мер конспирации.
Другая ситуация, когда такое проникновение осуществляется извне (хакерская атака), с помощью паролей, установленных внедрённым разведчиком.
Проведение тайного и несанкционированного копирования (размножения) конфиденциальных документов, содержащих технологии НОУ-ХАУ с помощью современной оргтехники или средств скрытого копирования.
Осуществление похищения и несанкционированного съема информации о технологии НОУ-ХАУ, о физических и юридических лицах, которые в последующем используются для организации производства продукции и создания различного рода компроматов.
Внедрённый разведчик НЕ МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ КРАЖИ чего-либо, во-первых, это уголовное преступление, а во-вторых, пропажа важных документов и информации всегда видна и заметна. Это немедленно обнаруживает противоправную деятельность и активизирует службу безопасности и правоохранительные органы, что значительно осложняет разведывательную работу или делает её невозможной.
Похищение чертежей, образцов, документации и т.п. Похищение образцов продукции, чертежей, документации по технологии ее производства и т.д. Похищение чертежей и технической документации.
Ввиду однозначной «засветки» разведывательной деятельности и ШИРОКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННОЙ ИНФОРМАЦИИ ИНЫМИ МЕТОДАМИ (к примеру, легальная закупка с последующим инженерным анализом), данный метод получения информации в коммерческой разведке НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ!!!
Необходимо твёрдо уяснить, что в легальном бизнесе ПРАКТИЧЕСКИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ таких СВЕДЕНИЙ, получить доступ к которым, можно было бы исключительно противозаконными методами.
Существуют и весьма экзотические методы получения информации, например, «медовая ловушка», подразумевающий использование сексуальных слабостей или предпочтений. В военной или политической разведке данный метод используется время от времени. Источнику информации «подставляют», в качестве приманки желаемый объект страсти.
В коммерческой разведке, опять таки исходя из её стратегических целей, такие методы практически неприменимы, ведь в этом случае в аппарате вашей разведки должен работать сотрудник (сотрудница), готовый к адюльтеру ради процветания бизнеса компании. И всё же данный метод можно представить как:
Использование существующего сексуального объекта, для подставы сотруднику конкурента, как источника информации.
Организация сексуального контакта сотрудника конкурирующей компании с целью упрочения личных контактов и последующим его использованием как информатора втёмную.
В завершение рассмотрения методов сбора информации вновь напомню:
Необходимо твёрдо уяснить, что в ЛЕГАЛЬНОМ бизнесе ПРАКТИЧЕСКИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ таких СВЕДЕНИЙ, получить доступ к которым, можно было бы исключительно противозаконными методами.
Автор: Генрих Лемке.


Комментариев нет:

Отправить комментарий