понедельник, 4 января 2016 г.

Работа с информацией в КР (глава из работы Конкурентная разведка. Взгляд со стороны).

Автор: Ян БРАНИЦКИЙ.
В конкурентной разведке, да и в разведке вообще особое место занимает проблема предоставления добытой информации лицу, принимающему решение. Информация по изучаемой проблеме должна быть представлена руководству в аналитическом виде и снабжена соответствующими схемами и графиками – тогда она будет воспринята как «объективная». Информационный документ обязательно должны быть оформлен так, чтобы быть притягательным для конечного потребителя. Аналитик всегда может предъявить скептически настроенному потребителю информации примеры использования инструмента, который он применил при обработке информации. Доверие может быть усилено, если подтверждено, что данный метод может быть использован не только при решении этой проблемы.
 Информация, обработанная в органе конкурентной разведки должна быть своевременной, служить основой политики компании и должна быть надежной, вызывающей доверие у руководства компании.
Почему так много внимания уделяется в конкурентной разведке работе с информацией? Есть несколько причин:
  • разведывательная информация, поступающая в подразделение КР в текущем режиме, приходит по времени неравномерно, с нарушением логической и хронологической последовательности событий;
  • разведывательная информация из-за недостаточной подготовленности сотрудников, их субъективизма и стремления выдать желаемое за действительное может оказаться ложной и противоречить имеющимся данным о конкурентах;
  • разведывательная информация характеризует, как правило, пройденный этап деятельности конкурента;
  • при обработке информации от различных источников можно в полной мере оценить эффективность работы КР.
Информационной основой конкурентной разведки является объективная зависимость внешних, порой прямо не связанных с объектом разведки изменений отдельных элементов окружающей обстановки с предполагаемыми действиями компании - конкурента.
Работа с информацией включает:
  • сбор и обработку информации, подготовку на этой основе данных для предоставления руководству компанией;
  • обмен информацией между структурными подразделениями компании;
  • разработку информационно – аналитических документов;
  • разработку справочных документов о конкурентах, конкурентной обстановке.
Сущность работы с информацией заключается в том, чтобы путем анализа и сопоставления отдельных разрозненных сведений, фактов, сравнения их с имеющимися в базе данных КР данными сделать обоснованные выводы, раскрывающие в целом истинную картину складывающейся конкурентной обстановки и содержание мероприятий, проводимых конкурентом.
Обработка РИ предполагает работу специалистов – аналитиков, владеющих методами и приёмами обработки и способных по поступающим разведывательным материалам выявить наличие зависимостей между характеристиками объектов конкурентной разведки, с одной стороны, и отражением этих характеристик во внешней среде, в которой функционирует объект – с другой.
Для этого специалисты – аналитики должны в своей работе использовать разнообразные, но исключительно надежные аналитические средства и методы. В этом случае орган КР переходит от простого информирования о том, что конкурент сделал вчера, к тому, что конкурент наиболее вероятно сделает завтра.
В чистом виде традиционные методы анализа, применяемые в бизнесе хотя и являются необходимыми средствами оценки деятельности компании, не подходят для определения стратегии компании, особенно в современном динамичном мире. Они не помогут компании реализовать внезапно появившиеся преимущества, нейтрализовать угрозы и остановить агрессивного конкурента.
В лучших компаниях с отлаженной системой КР наряду с общепринятыми количественными методами анализа, очень широко используются так называемые методы анализа «качественных» (то есть неколичественных или «мягких») данных.
Существуют специфические требования к разработке информационных документов, которые готовятся специалистами КР для конечного потребителя. Соблюдение этих требований поможет избавить аналитика КР от ненужной работы по переделке документа и будет способствовать укреплению авторитета органа КР в компании. Эти требования в равной степени можно отнести как к документам, исполненным на бумажных носителях, так и в электронном виде (в том числе и при создании корпоративных сайтов компании):
  • описание событий и фактов в разведывательном документе всегда стараться вести (излагать) в хронологической последовательности;
  • избегайте повторения одной и той же информации в разных разделах документа;
  • нельзя помещать в документ не основанную на фактах информацию (домыслы), а предположения, сделанные на основе косвенных сведений – оговаривать;
  • изложение информации в документе должно быть лаконичным, по возможности надо стремиться писать короткими фразами;
  • при написании документа необходимо использовать термины, аббревиатуры, сокращения принятые в бизнесе, в экономике;
  • следует избегать применения новых терминов, придуманных в ходе обработки, лучше подобрать старые, уже известные слова;
  • для быстрого и удобного восприятия информации в однотипных, периодических разведывательных документах желательно использовать стереотипные, трафаретные слова (выражения), даже в ущерб литературному стилю документа;
  • недопустимо использовать нечеткие формулировки (например, прилагательные типа большой, незначительный, существенный), которые допускают двоякое толкование;
  • для достижения большей наглядности обязательно иллюстрировать документы различными рисунками, фотографиями, чертежами;
  • не следует перегружать текст документа второстепенными подробностями, цифрами, описаниями частных фактов – их лучше приводить в приложениях к документу;
  • при создании информационного документа следует соблюдать преемственность, не ограничиваться констатацией фактов и событий;
  • каждый информационный документ должен заканчиватьсявыводами, вытекающими из информации;
  • в общем случае информационный документ должен быть кратким, наглядным и понятным без возникновения дополнительных вопросов и уточнений;
  • не старайтесь поразить руководителя своим мастерством и знаниями в области современных методов анализа и обработки информации. Достаточно предоставить небольшой по объему документ, но в котором сосредоточено внимание пользователя на ключевых проблемах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий