воскресенье, 3 января 2016 г.

Конкурентная разведка в Интернете. Методы, средства и способы

Конкурентная разведка (англ. Competitive Intelligence, сокр. Cl или КР) представляет собой сбор и обработку данных из различных источников, необходимых для разработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности компании. Основное отличие конкурентной разведки от промышленного шпионажа в том, что она проводится законными средствами, информация добывается из общедоступных источников без использования специфических методов присущих оперативно-розыскной деятельности.
Основной целью конкурентной разведки является раннее определение рисков и возможностей для компании до того, как они станут очевидными для всего сектора рынка.

Задачи конкурентной разведки

Для полноценного выполнения этой стратегической цели перед отделом конкурентной разведки зачастую ставиться ряд следующих задач:
1. Информационное обеспечение руководства компании для принятия верных решений как на стратегическом, так и на тактическом уровне;
2. Выявление благоприятных возможностей для бизнеса;
3. Выявление попыток конкурентов получить конфиденциальную информацию. Зачастую эта задача выполняется совместно со службой информационной безопасности;
4. Определение, насколько важно привлечение внимания руководства к событиям потенциально представляющими угрозу для компании. Так называемая «система раннего предупреждения»;
5. Управление рисками, что подразумевает под собой принятие решений направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь.
Таким образом конкурентная разведка это не просто анализ деятельности конкурентов. Это выполнение комплекса мер по созданию конкурентоспособности компании в отношении всех заинтересованных сторон: потребителей, конкурентов, дистрибьюторов и т.д.
конкурентная разведка
Процесс конкурентной разведки основан на следующем цикле:
1. Определение ключевых вопросов, разрешение которых поставлено перед отделом конкурентной разведки;
2. Поиск и сбор данных необходимых для решения поставленных задач;
Анализ собранной информации. Составление прогноза на основе проведённого анализа;
3. Распространение прогноза среди сотрудников компании, принятие решений руководством компании на основе прогноза предоставленного отделом конкурентной разведки. Постановка перед отделом новой задачи.

Виды конкурентной разведки

Конкурентную разведку можно условно разделить на два вида:
1. Стратегическая конкурентная разведка (в англоязычных источниках используется сокращение Sl) в которой акцент делается на долгосрочные вопросы и прогнозы, затрагивающие деятельность компании на несколько лет (иногда на десятилетия) вперёд.
2. Тактическая конкурентная разведка основное направление которой – принятие решений по текущим или краткосрочным вопросам. При правильно организованной тактической конкурентной разведке компания может избежать неприятных сюрпризов, предугадывать ходы конкурентов, уменьшать время отдачи от ранее принятых решений.
конкурентная разведка

Конкурентная разведка в Интернете

Согласно недавним исследованиям использование Интернета для выполнения задач конкурентной разведки значительно превышает другие потенциальные источники информации. Причина в том, что Интернет предоставляет пять основных преимуществ для конкурентной разведки: экономическая эффективность, доступность, удобство, относительная анонимность, глобальный охват.
Но конкурентная разведка в Интернете, это не только сбор информации (с новостных сайтов, блогов и т.д.). Тем более, что имеется риск того, что собранные в Интернете сведения будут заведомо неверными (дезинформация). Таким образом, конкурентная разведка в Интернете – это в первую очередь сортировка и анализ собранных данных таким образом, чтобы обеспечить компании уникальную, дающую те или иные преимущества информацию.
Также Интернет может использоваться конкурентной разведкой для размещения присутствия компании в том или ином сегменте всемирной паутины, сбор первичной информации в Интернет изданиях новостных агентств.

Методы конкурентной разведки

Следует помнить, что конкурентная разведка, использует исключительно законные методы. Для тех, кому кажется, что использование и анализ новостных лент и поисковых машин не могут полностью обеспечить все нужды компании подробно расписываю все методы конкурентной разведки:
1. Анализ отчётов агентов и отделов занимающихся закупкой и продажей товара позволяет изучить как саму продукцию конкурентов, так и объёмы и сроки реализации;
2. Изучение собственно продукции и рецензии клиентов позволяет оперативно реагировать на новинки рынка, устранять те недостатки, которые были обнаружены у конкурентов, но не найдены в продукции компании;
3. Беседы без использования незаконных средств с общими клиентами и поставщиками, что позволяет также сравнить качество предоставляемых товаров и услуг компании и конкурентов;
4. Анализ отчётов, находящихся в открытом доступе;
5. Анализ СМИ, новостных лент, официальных заявлений, что позволяет держать «руку на пульсе»;
6. Поиск и обработка информации сообщённой экс-сотрудниками конкурентов в СМИ, социальных сетях может дать ценную информацию, которую невозможно было бы получить иным законным путём;
7. Переманивание сотрудников конкурентов. Данное действие не совсем этично, но вполне законно. А вот чтобы знать кого, когда и как переманивать, должны грамотно отработать сотрудники отдела конкурентной разведки;
8. Выявление слабых сторон компании-конкурента, недостатков в его товаре или услугах. Использование данной информации в рекламных акциях.

Источник: Defense Laboratory


Комментариев нет:

Отправить комментарий